Что нужно знать родителям о нарушениях чтения у детей
Что нужно знать родителям о нарушениях чтения у детей.
Что нужно знать родителям о дислексии?
(Советы логопеда)
Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении, однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьезную тревогу, и у педагогов и у родителей.
Как помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении?
Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать.
И сидит ребенок над книгой, обливаясь слезами, и испытывает к ней тихую ненависть.
Прежде чем заставлять ребенка больше читать, нужно выяснить, в чем исходные причины трудностей.
Одной их частых причин трудностей при чтении – это ДИСЛЕКСИЯ.
Что такое дислексия и как своевременно распознать ее?
Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющиеся в стойких и повторяющихся ошибках, в замедлении процесса овладения чтением, в замедленном темпе чтения.
Обратите внимание на следующие группы ошибок, которые помогут вовремя распознать дислексию:
I), неточное соотнесение звука и буквы, которое проявляется в заменах и смешениях звуков при чтении:
а) н-р, Д Е В О Ч К А — Т Е В О Ч К А
Б А Н К А — П А Н К А
О Д У В А Н Ч И К — О Д У В А Н Т И К
Ц А П Л Я — С А П Л Я
б) замены графически сходных звуков
например: Х-Ж, П-Н и др.
в) замены букв, в связи с тем, что ребенок не запомнил написание букв:
например: Х-М —
Л-Б
II) побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова. При этом способе чтения буквы произносятся поочередно, нанизываются одно на другую: Р А М А — Р, А, М, А
III) искажения звукослоговой структуры слова.
Наиболее распространенные ошибки чтения этой группы:
— пропуски согласных при стечении звуков
С К А М Е Й К А — К А М Е Й К А
М О С Т И К — М О Т И К
— пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения звуков
П А Р О В О З — П А Р В О З
С О Б А К А — СОБАА
— добавление звуков
П О Д Д О Ж Д Е М — П О Д Д О Ж Д И Е М
— перестановка звуков
Л О П А Т А — Л О Т А П А
А Р Б У З — Р А Б У З
— пропуски, перестановки слогов
К А Н А В А — К А В А Н А
IV) Нарушение понимания прочитанного: может проявляться как на уровне отдельного слова, так и на уровне предложения и текста.
Например: Девочка
ловит бабочку — читает верно, без ошибок, но не понимает о чем прочитал.
V) Замена слов:
( в тексте) З А Х Л Е С Т Н У Л А — З А Х Л О П Н У Л А (ребенок прочитал совсем другое слово)
VI) Аграмматизмы при чтении:
— ошибки согласования существительного и прилагательного
КРАСНЫЙ ШАР — читает «К Р А С Н А Я Ш А Р»
ВЕРБЛЮЖЬЯ ШЕРСТЬ — читает «ВЕРБЛЮЖИЙ ШЕРСТЬ»
— нарушения падежных окончаний
Н А Д Р Е К О Й — « Н А Д Р Е К У»
И З-П О Д Л И С Т Ь Е В — « И З-П О Д Л И С Т Ь Я Х»
П О Д О Ш Е Л К С Т О Л У — « П О Д О Ш Е Л К С Т О Л Е»
— изменения окончаний глаголов
П Р О М Ч А Л А С Ь М А Ш И Н А — « П Р О М Ч А Л С Я М А Ш И Н А»
вместо В И Д И Т — «В И Д Е Л»
Если вы видите, что ребенок допускает вышеперечисленные ошибки, не стоит ждать.
ОБЯЗАТЕЛЬНО проконсультируйтесь с логопедом!
Уважаемые родители! Коррекция дислексии наиболее успешна на раннем этапе ее развития.
Профилактика еще более эффективная мера.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ:
— ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком – одно из обязательных условий правильного речевого развития;
— если у ребенка нарушено звукопроизношение, то следует обратиться к логопеду и до поступления в школу пройти курс коррекционных занятий;
— необходимо тренировать пространственное восприятие (расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т.д.; общую моторику, мелкую моторику (игры с мелкими предметами));
— обязательное условие: нужно перед школой развивать умение правильно слышать и выделять звуки речи, т.е. работать со звуковым анализом слова.
Многие родители, готовя детей в школу, учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторика, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем, работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других – самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом.
Так, первоклассник
v должен ясно слышать, есть ли заданный звук в слове (например, есть ли звук Д в слове «ДОМ»);
v уметь определять, где он находится – в начале, в середине, в конце слова;
v какой звук идет раньше (в нашем примере в слове ДОМ – звук Д или М?)
Успеха Вам и Вашим детям!
Учитель-логопед МОУ «СЦДиК»: Семенова М. А.
Добавить комментарий