Психолого-педагогическая, медицинская помощь

Что нужно знать родителям о нарушениях чтения у детей

Что нужно знать родителям о нарушениях чтения у детей.

Что нужно знать родителям о дислексии?

(Советы логопеда)

 

Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении, однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьезную тревогу, и у педагогов и у родителей.

Как помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении?

Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать.

И сидит ребенок над книгой, обливаясь слезами, и испытывает к ней тихую ненависть.

Прежде чем заставлять ребенка больше читать, нужно выяснить, в чем исходные причины трудностей.

Одной их частых причин трудностей при чтении – это ДИСЛЕКСИЯ.

Что такое дислексия и как своевременно распознать ее?

Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющиеся в стойких и повторяющихся ошибках, в замедлении процесса овладения чтением, в замедленном темпе чтения.

 

Обратите внимание на следующие группы ошибок, которые помогут вовремя распознать дислексию:

I), неточное соотнесение звука и буквы, которое проявляется в заменах и смешениях звуков при чтении:

а) н-р, Д Е В О Ч К А   —   Т Е В О Ч К А

Б А Н К А    —   П А Н К А

 

О Д У В А Н Ч И К    —   О Д У В А Н Т И К

Ц А П Л Я    —    С А П Л Я

 

б) замены графически сходных звуков

например: Х-Ж, П-Н и др.

 

в) замены букв, в связи с тем, что ребенок не запомнил написание букв:

например: Х-М —

Л-Б

 

II) побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова. При этом способе чтения буквы произносятся поочередно, нанизываются одно на другую:   Р А М А    —    Р, А, М, А

 

III) искажения звукослоговой структуры слова.

Наиболее распространенные ошибки чтения этой группы:

— пропуски согласных при стечении звуков

С К А М Е Й К А    —     К А М Е Й К А

М О С Т И К     —    М О Т И К

 

— пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения звуков

П А Р О В О З     —    П А Р В О З

С О Б А К А     —    СОБАА

— добавление звуков

 

П О Д   Д О Ж Д Е М     —     П О Д    Д О Ж Д И Е М

 

— перестановка звуков

Л О П А Т А   —  Л О Т А П А

А Р Б У З   —   Р А Б У З

 

— пропуски, перестановки слогов

К А Н А В А    —    К А В А Н А

 

IV) Нарушение понимания прочитанного: может проявляться как на уровне отдельного слова, так и на уровне предложения и текста.

Например: Девочка

ловит бабочку    — читает верно, без ошибок, но не понимает о чем прочитал.

V) Замена слов:

 

( в тексте) З А Х Л Е С Т Н У Л А    —    З А Х Л О П Н У Л А (ребенок прочитал совсем другое слово)

 

VI) Аграмматизмы при чтении:

 

— ошибки согласования существительного и прилагательного

КРАСНЫЙ ШАР — читает «К Р А С Н А Я   Ш А Р»

ВЕРБЛЮЖЬЯ ШЕРСТЬ — читает «ВЕРБЛЮЖИЙ ШЕРСТЬ»

 

— нарушения падежных окончаний

Н А Д    Р Е К О Й   —  « Н А Д   Р Е К У»

И З-П О Д   Л И С Т Ь Е В   —  « И З-П О Д   Л И С Т Ь Я Х»

П О Д О Ш Е Л   К   С Т О Л У   —  « П О Д О Ш Е Л   К   С Т О Л Е»

 

— изменения окончаний глаголов

П Р О М Ч А Л А С Ь   М А Ш И Н А   —  « П Р О М Ч А Л С Я   М А Ш И Н А»

вместо В И Д И Т    —   «В И Д Е Л»

 

Если вы видите, что ребенок допускает вышеперечисленные ошибки, не стоит ждать.

ОБЯЗАТЕЛЬНО проконсультируйтесь с логопедом!

 

 

Уважаемые родители! Коррекция дислексии наиболее успешна на раннем этапе ее развития.

Профилактика еще более эффективная мера.

 

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ:

 

— ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком – одно из обязательных условий правильного речевого развития;

— если у ребенка нарушено звукопроизношение, то следует обратиться к логопеду и до поступления в школу пройти курс коррекционных занятий;

 

— необходимо тренировать пространственное восприятие (расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т.д.; общую моторику, мелкую моторику (игры с мелкими предметами));

 

— обязательное условие: нужно перед школой развивать умение правильно слышать и выделять звуки речи, т.е. работать со звуковым анализом слова.

Многие  родители, готовя детей в школу,  учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторика, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем, работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других – самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом.

 

Так, первоклассник

v должен ясно слышать, есть ли заданный звук в слове (например, есть ли звук Д в слове «ДОМ»);

 

v уметь определять, где он находится – в начале, в середине, в конце слова;

 

 

v какой звук идет раньше (в нашем примере в слове ДОМ – звук Д или М?)

 

 

Успеха Вам и Вашим детям!

Учитель-логопед  МОУ «СЦДиК»:  Семенова М. А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *