Психолого-педагогическая, медицинская помощь

Виды работы по устранению оптической дисграфии.

Виды работы по устранению оптической дисграфии.

учитель-логопед: Сковородникова В.Н.

Процесс овладения учащимися начальной школы письменной речью достаточно сложен и многообразен. Одни учащиеся справляются с этим быстрее и легче, у других же это вызывает значительные трудности. Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами «дислексия» и «дисграфия». Ошибки при дислексии и дисграфии являются стойкими. Я хочу рассказать об одном виде дисграфии – это оптическая дисграфия. Эти ошибки чаще всего связывают с недостатками внимания, принимая их за случайные «описки».  В основе оптической дисграфии лежит недостаточнаясформированность зрительно-пространственных представлений и ориентировки, зрительного анализа и синтеза.

Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов.  Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Буквы, заменяемые детьми по оптическому и кинетическому сходству, можно разделить на следующие группы :

а) буквы, отличающиеся друг от друга по количеству элементов: о-а, ш-щ, и-ш, л-м. и-ц, п-т, х-ж

б) буквы, отличающиеся по направлению элементов: в-д, У-Ч, Е-З, Э-С, Э-О

в) буквы, отличающиеся на письме одним из элементов: и-у, б-д, л-я, а-д, Г-Р, Н-К

 

Работу надо начинать еще в дошкольном возрасте.

Для предупрежденияи  исправления этих ошибок я предлагаю  использовать следующие виды заданий:

1. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания) на материале предметов и геометрических фигур.

  • Назвать контурные, недорисованные, перечёркнутые, наложенные изображения предметов.
  • Найти ошибку в изображении предмета.
  • Распределить предметы по величине, учитывая их реальные размеры.
  • Подбор предметов, по форме напоминающих определённую геометрическую фигуру.
  • Сложить простые и сложные фигуры (корабль, дом, машина, ракета) по образцу из деталей различной геометрической формы и величины.
  • Найти среди множества контуров геометрических фигур различной величины все изображения заданной фигуры (все треугольники, овалы, квадраты и т. д.), обвести или заштриховать их.

2. Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания.

  • «Распутай линии» Проследить взглядом прямую, кривую, ломаную линию от её начала до конца, особенно когда линия пересекается  с другими.
  • Найти определённое число различий в изображении предметов.
  • Медленно перелистывать правой рукой в течение1 минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), левой рукой чертить геометрические фигуры.
  • «Корректурные задания»: ребёнку предлагают находить и вычёркивать определённые буквы в печатном тексте с крупным шрифтом или выделять заданные цифры, геометрические фигуры из ряда цифр, фигур.

3. Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти

  • На столе перед ребёнком из палочек или спичек выкладывается простая фигура (домик, ёлочка и т.д.). Ребёнка просят внимательно посмотреть на фигуру в течение 2 сек., затем фигура закрывается, а ребёнку предлагается повторить её изображение, сложить также.
  • Ребёнку на определённое время предъявляется сюжетная картинка и предлагается внимательно рассмотреть её, а потом запомнить всё,что изображено. Затем показывают схожую картинку, на которой недостаёт каких-то деталей или наоборот, появляются лишние. Эти отличия и должен уловить ребёнок.
  • Разложить картинки, фигуры, буквы в той последовательности, в которой  они предъявлялись.
    • Что изменилось или чего не стало (на материале картинок, цифр, букв).

4. Формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений

  • Формирование ориентировок ребёнка в собственном теле.
  • Формирование ориентировок в окружающем пространстве в следующей последовательности: определение пространственного расположения предметов по отношению к самому ребёнку; определение пространственного расположения предметов, находящихся сбоку от ребёнка, определение пространственных отношений между 2-3 предметами.Когда ребёнок начинает безошибочно ориентироваться в пространственном положении предметов,переходят к заданиям с картинными изображениями,геометрическими фигурами,цифрами,буквами.
  • Формирование понимания значений и верного употребления в речи предлогов,описывающих пространственные ситуации.
  • Формирование ориентировок в пространственном расположении частей предметов и изображений.
  • 5.Формирование ориентировок в пространственном расположении букв,цифр.

 

Можно рекомендовать следующие виды заданий:

  • Назвать предметы, фигуры, цифры по порядку в направлении слева направо, сверху вниз, снизу вверх.
    • Расположить предметы в пространстве по предложенной схеме.
    • Начертить графическое изображение направления с помощью стрелок.
    • Найти предмет по описанию его расположения в пространстве.
  • Сложить по образцу геометрические фигуры из деталей,постепенно увеличивая их количество.
    • Заштриховать рисунок по заданным направлениям.
    • Дорисовывать недостающие детали фигур с опорой на образец.
    • Дорисовать вторую половину картинки так,чтобы онабыла похожа на первую.
    • Самостоятельно описать пространственное положение предмета по отношению к другим.

 

5. Формирование временных ориентировок и представлений

1. Формирование знаний о частях суток и их последовательности.
2. Формирование знаний о последовательности времён года.
3. Формирование знаний о днях недели и их последовательности.
4. Формирование знаний о последовательности месяцев года.
5. Развитие понимания наречий временного значения и их использования в речи.

6. Упражнения, направленные на закрепление оптического образа буквы.

  • складывание букв из составляющих их элементов;
  • «переделка» одной буквы в другую;
  • вылепливание смешиваемых букв из пластилина;
  • письмо смешиваемых букв в воздухе;
  •  вырезание букв из бумаги или картона;  «выщипывание» букв из бумаги;
  • обводка контуров букв;
  • узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве («перевернутых», «положенных на бок» и пр.);
  • узнавание букв, наложенных друг на друга;
  • узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные, стилизованные);
  • письмо смешиваемых или неправильно изображаемых букв под диктовку;
  • написание буквы на ладошке, спине (дермолексия);
  • обводка пальцем букв вырезанных из наждачной бумаги, рисование букв подушечкой пальца по наждачной бумаге, по крупе, насыпанной на наждачной бумаге;
  • узнавание объёмной буквы на ощупь «Волшебный мешочек»;
  • дописывание элементов букв, «Полубуковка» (дописывание верхней или нижней половины буквы)

Систематическое выполнение данных упражнений с ребёнкомпозволит предотвратить возникновение стойких нарушений письменной речи оптического характера.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *