Психолого-педагогическая, медицинская помощь
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Архив за месяц: Октябрь 2013

Как распознать дисграфию?

Как распознать дисграфию?

— Я не знаю, что делать с ним! Такие ошибки… Просто смешно. Слова переставляет, буквы путает, пропускает. Даже под ударением не то пишет. Все из-за невнимательности. И ругала уже, и наказывала… Так говорит одна из родителей.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами.Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания.

Так что же это такое — нарушение письма и чтения? Почему они происходят? Как проявляются? Как вовремя помочь ребенку?

Дисграфия-это частичное специфическое нарушение процесса письма. В процессе письма принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Успешное овладение письменной речью будет обеспечено при согласованной работе всех анализаторов.

Какие же причины лежат в основе нарушения письменной речи?

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Если у ребенка нарушен речевой слух(он позволяет отличать один звук от другого), то овладевать письмом ему трудно, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом — сложная педагогическая проблема. А учить надо, потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова, к примеру, слова «дочка-точка», «уголь-угол», «чашка-Сашка». Замена одного звука другим придает слову новое содержание.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом,необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух, особое зрение на буквы, достаточно сформированныйлексико-грамматический строй речи (устная речь), звукопроизношение. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

Имеет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе.

Нарушения чтения и письма могут быть вызваны и двуязычием в семье.

Так же источником неудач в становлении письменной речи может служить несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). То есть к моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.

Как же распознать нуждающихся в помощи специалистов?

Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности.

Каковы же ошибки, которые нас должны насторожить?

Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют и свои ошибки.

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б-д; п-т; Е-3; а-о; и-у и т.д.В основе оптической дисграфии лежит недостаточнаясформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи могут отражаться и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: « сапка» (шапка).

3.Замена букв, соответствующих, фонетически близким звукам, что происходит при нарушениях речевого слуха. Чаще всего смешиваются гласные о — у, ё — ю; согласные р — л, и — ль; парные звонкие и глухие согласные(б-п; в-ф; д-т; ж-ш и т.д.), свистящие и шипящие(с-ш; з-ж и т.д.), звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами(ч-щ; ч-ть; ц-т; ц-с и т.д.). Например: «тубло» (дупло), «лёбит»-любит,«пцицы»-птицы .Также неправильное обозначение мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.

4. Пропуски букв и слогов:санки – «снки», кричат – «кичат» , перестановки букв и слогов: чулан – «чунал», плюшевого – «плюшегово».

5. Слитное написание предлогов со словами:к дому – «кдому»

6. Слитное или раздельное написание словясный – «я сный»,кругом тихо – «кругомтихо».

Обратите внимание!

Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки, а в дошкольном возрасте. Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

Если вы обнаружили специфические ошибки в тетрадях ребёнка, обратитесь к специалисту, как можно раньше.

 

Учитель-логопед МОУ «СЦДиК» Сковородникова В.Н.

 

Вакансии

  • требуется врач-психиатр ПМПК и педагог-психолог для организации психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в сельские школы.

Требуется:
— врач-психиатр ПМПК;
— педагог-психолог для организации психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в сельские школы .